Эксплуатация напорных рукавов
Эксплуатация напорных рукавов
Рукава напорные относятся к классу резинотехнических изделий, используемых в качестве гибких трубопроводов для перегонки различных жидкостей и газов, находящихся под давлением. Принцип устройства рукава напорного одновременно прост и функционален. Внутренний слой – резиновый — непосредственно контактирует с передаваемым веществом. Далее идет тканевый слой, он служит текстильным каркасом для рукава напорного, чтобы предотвратить деформацию изделия и усилить его.
Текстильный каркас также может быть в виде нитяной оплетки для повышения прочности. Нитяные каркасы в рукавах напорных являются успешной альтернативой металлической оплетке или обвивке, поскольку такая конструкция имеет меньший вес при необходимом запасе прочности. Примером использования нитяного каркаса служат пневматические рукава напорные. Рабочее давление у них будет выше. Верхний слой у рукавов напорных также резиновый.
В зависимости от рабочей среды рукава напорные могут разделяться на классы. Существует несколько различных классов рукавов, в том числе и для перегонки пищевых веществ (класс П или VII), абразивных материалов (класс Ш или VIII) и насыщенного пара. При этом рукава напорные класса П (для перегонки пищевых веществ) имеют внутренний слой из специальной резиновой смеси, состав которой соответствует утвержденным гигиеническим требованиям. Они в данном случае устанавливаются Министерством здравоохранения. Специфика внутреннего слоя в том, что, соприкасаясь с ним в процессе перегонки, пищевые вещества не изменяют свои органолептические качества.
Перед поступлением на склад для реализации рукава напорные проходят в обязательном порядке приемосдаточные испытания. Все рукава проходят испытание на прочность, герметичность и морозостойкость.
Во избежание повреждения изделия и возникновения травмоопасных ситуаций следует соблюдать меры предосторожности при использовании рукавов напорных. Прежде всего, это неукоснительное соблюдение рабочего давления рукава и температурного режима работы. Категорически запрещается использование их не по назначению либо же для перекачивания продуктов (веществ), не соответствующих классу рукава напорного. Для сохранения целостности его не следует подвергать внешним воздействиям — например, перемещать по поверхностям, которые могут повредить рукав. В процессе перекачивания следует избегать возможности трения рукава напорного. Также при рабочем процессе рукав должен быть равномерно распределен на опорах, чтобы не допускать провисания, в противном случае это приводит к деформации изделия и утрате им своих функциональных свойств. По этим же причинам не допускается оставлять в нем перекачиваемый материал на длительный срок.
Кроме того, для сохранения целостности как резины, так и каркаса необходимо избегать попадания на них таких веществ, как кислоты, щелочи, керосина и тому подобных.
Правила монтажа рукавов
- В целях обеспечения герметичности и работоспособности рукавов при армировании деформацию стенки при затяжке хомутами принимают в пределах 15-30%, при заделке в наконечники 25-45%.Допускается при заделке в наконечники подшлифовывать наружный резиновый слой на концах рукавов на длине 25-30 мм, весь подшлифованный участок должен быть заделан в наконечник
- Не допускается армировать рукава после пребывания их при температуре ниже 0°С без предварительной выдержки при температуре от 15 до 25°С в течение 24 ч. 3. При монтаже рукавов соблюдают требования о минимальном радиусе изгиба. Если при эксплуатации концы рукавов не перемещаются относительно друг друга, то принимается минимальный радиус изгиба, указанный в стандарте, если такое перемещение возможно, то минимальный радиус увеличивают в Кр раз (значение Кр приведено на чертеже 1).
- При монтаже рукавов не допускается:- двойной изгиб рукава;- образование складок стенок рукава под хомутами крепления;- несоосность трубопроводов более 3 мм при зазоре между торцами трубопроводов менее 30 мм;- использование трубопроводов, имеющих на концах задиры металла, острые грани, заусенцы, скос торца, неровные края и не имеющие радяус закругления внутрь трубопровода.
- При прямолинейной установке рукава с фиксированными концами не допускается скручивание относительно его продольной оси (перед установкой наносят на рукав одну или две продольные полосы (чертеж 2), а также трение и касание рукавов друг о друга, о неподвижные или движущиеся детали машин, предметы и изделия.При подаче давления длина рукавов изменяется на ±3%, поэтому необходимо монтировать их со стрелой провеса и соответственно этому выбирать длину рукава.При невозможности обеспечить защиту рукава от механических повреждений на него надевают механическую защитную пружину или оболочку.
- При криволинейной установке с фиксированными концами не допускается устанавливать рукава с сильным изгибом вблизи наконечника; длина прямолинейной части вблизи наконечника должна составлять не менее двух наружных диаметров рукава, при установке рукавов применяют угловые соединения и переходники во избежание изломов вблизи наконечника (чертеж 3).
- При прямолинейной установке зажим должен быть расположен по возможности ближе к середине рукава, при криволинейной установке зажим должен быть удален от установленного изгиба (чертеж 4). При криволинейной установке рукава с перемещающимся концом необходимо предусмотреть достаточную длину рукава, обеспечивающую перемещение узла. Длину рукава L, в мм, вычисляют по формуле: L = 2B 3,14r T, где r — радиус кривизны, ум; Т — величина перемещения рукава, мм.
- Рукава, эксплуатируемые в зоне высоких температур, должны перед установкой на изделия быть защищены теплоизолирующими экранами или чехлами.
- Допускается частичная окраска наружной поверхности рукава при окраске сборочных единиц потребителя.
- При демонтаже рукавов необходимо очистить их внутреннюю поверхность от перекачиваемого продукта и специальными пробками-заглушками закрыть торцы. Для очистки рукавов используют воздух, горячую воду, спирт.
- Регулировкой насосов устанавливают минимальную пульсацию. Давление срабатывания предохранительных клапанов принимают равным или менее 1,25 рабочего давления в рукаве.
- При использовании рукавов для перекачки топлива принимают меры по отводу статического электричества.
- Наружная поверхность рукавов, установленных на автомобильной технике для Министерства обороны СССР, должна быть защищена от воздействия атмосферных факторов лаком ПФ-283 по ГОСТ 5470. Допускается применять алюминиевую пудру ПАП-4 по ГОСТ 5494.